Накшбанди
Центром Накшбанди является мавзолей
Бахауддина Накшбанда, расположенный недалеко от Бухары.

Бахауддина Мухаммада Накшбанда суфии с почтением называют Аль-Шах – Великий Шейх, а простой народ зовет Балогардон, что на персидско-таджикском означает «защитник, спаситель, избавитель от бед».

Прозвище Бахауддина – Накшбанд, давшее ордену Ходжаган новое название – Накшбанди, указывает и на земную профессию Учителя, и на его тайную функцию в Традиции. Слово Накш на персидском означает «отпечаток», «узор», «паттерн» или «дизайн», банд означает «наносить», «запечатлевать». Бахауддин, действительно, следуя семейной традиции, достиг мастерства в нанесении замысловатых узоров на изысканную шелковую ткань - камха, а также на металлы для чеканки.
Существование в жизни людей скрытого узора-Накша — часто повторяющаяся тема в суфийских обучающих материалах. Как говорил Бахауддин, «наставник должен видеть все три состояния ученика – прошлое, настоящее и будущее, только тогда он сможет взрастить его».

Одним из основных биографическиx источников о жизни Бахауддина является книга Макамат ("Стоянки"), которая, хотя и повествует от первого лица, не принадлежит самому Аль-Шаху, но записана со слов учеников уже после его смерти, поскольку при жизни он запрещал вести записи о себе.

Бахауддин родился в семье таджика-ремесленника в деревне Касри-Хиндуван около Бухары, умер и был похоронен также в родной деревне, которая потом превратилась в место паломничества.

Интерес к суфизму получил от деда. Первым его учителем был шейх Мухаммад Бабайи Симаси. Он направил его к шейху Амир Сайид Кулалу, который посвятил его в общество дервишей ходжаган. Духовную инициацию (руханийа) Бахауддин получил от Абдульхалика аль-Гиджувани, которого он увидел во сне .

В откровении Бахауддину было дано указание: «Добивайся расположения людей, принимай участие в судьбе оставленных без помощи и сострадания». Долгое время он исполнял эти указания. Затем ему было велено ухаживать за больными животными, в том числе окрестными собаками, и исцелять их раны, «ибо они тоже создания Божьи и находятся под Его опекой». (Чтобы понять значение этого служения, следует заметить, что в Коране собаки названы нечистыми животными, и считается, что они оскверняют пищу, одежду и самого человека, если находятся рядом).
Бахауддин посвятил этому занятию семь лет.

О полученном таким образом уроке Аль-Шах говорил: «Отрицание, унижение и уничижение самости составляют основу такого Пути. Только при этом условии у нас появляется возможность продвижения.

В течение последующих семи лет Бахауддин служил, занимаясь расчисткой дорог и устраняя все, что мешает путникам - включая камни, отбросы и мусор.
«В дни моего ученичества, в соответствии с наставлениями Баба Самаcи, я прислушивался ко многим традициям и беседовал со многими образованными людьми. Тем не менее, основных успехов на своем пути я добился благодаря принижению своей самости. Я пошел этим путем, и именно так мне удалось достичь всего, что у меня есть».

Лишь в возрасте пятидесяти лет Ходжа Бахауддин начал учить.

Бахауддин Накшбанд был сторонником простоты и непритязательности ,вплоть до аскетизма, и отвергал обряды и показную набожность.

Дервишей Накшбанди, как правило, невозможно узнать в толпе. Они не носят особой одежды, ведут обычный образ жизни, имеют профессию, семью и внешне ничем не выделяются. Последователем Накшбанди может оказаться человек любого рода занятия и положения в обществе - профессор, шофер, бизнесмен, крестьянин, юрист, актер, доктор или домохозяйка. Собираясь вместе, Накшбанди не музицируют, не участвуют в громких радениях . Их можно назвать «орденом молчащих дервишей».

" В миру , но не от мира сего"- путь мистического преображения, осуществляемый в самой гуще повседневной жизни. В свое время эту идею выразил сам Бахауддин Накшбанд известным афоризмом: «Дил ба Ер, даст ба кор» - «Пусть сердце пребудет с Богом (Возлюбленным), а руки - в работе».

Рассказывают, что однажды ученики решили привести в собрание Бахауддина музыкантов – исполнителей на свирели, бубне и флейте нэй. Несмотря на то, что на радениях у Аль-Шаха практиковался только тихий зикр, Учитель не воспротивился.
В конце же он сказал: «Мы не делаем этого, но и не отрицаем этого».

Сам Бахауддин вел очень скромную жизнь и часто постился, но когда к нему приходил гость, он нарушал свой пост, чтобы достойно принять его. Однажды один из его учеников отказался разделить трапезу с гостем, сославшись на пост. Ходжа сказал: «Этот человек далек от Бога, иначе бы он увидел Бога в госте и исполнил долг гостеприимства».

Бахауддин говорил: «Мы придерживаемся традиции совместных бесед и собраний - сухбат. Уединение ведет к гордыне, а гордыня таит в себе большую опасность. Правильный путь заключается в групповой работе».

«Если у искателя в душе есть притяжение к нам, будь он далеко или близко, днeм и ночью, через его тягу к нам мы чувствуем его, и из родника нашего покровительства его постигнет благодать и ночью, через его тягу к нам мы чувствуем его, и из родника нашего покровительства его постигнет благодать».
Бахауддин Накшбанд Аль-Шах

У сердца врат − священные Узоры
Не рассуждай о них и дни, и ночи −
Кто истину постиг, не рвется в споры,
Впечатал их один и тот же Зодчий
Мевлеви
С Богом в сердце на рынке жизни

Мевлеви- су­фий­ское брат­ст­во "кружащихся дервишей". Основатель братства - великий поэт и учитель Мау­ла­на Джа­лал ад-Ди­н Ру­ми (1207-1273).

Цен­тром Мевлеви слу­жит мав­зо­лей Ру­ми в г. Ко­нья Соз­да­тель Мевлеви – сын Ру­ми Сул­тан Ве­лед.

Практика мистического кружения дервишей имеет
в своей основе случай, произошедший с самим Руми. По преданию Мевляна с учениками шел по городскому рынку и услышал ритмичные удары молотков чеканщиков. В ритме ударов ему послышался зикр «ля илляха иль лялла» («нет Ничего, кроме Бога»), отчего он впал в экстаз, простёр обе руки и стал вращаться по кругу. Так родилась эта уникальная форма зикра. Уже после смерти Руми последователи сделали практику кружения частью мевлевийского радения Сэма.
Сэма представляет собой способ созерцания Бога путём сосредоточения на Зикре, ритме, музыке и движении. Все сомнения человека исчезают, и его сердце и душа снимают завесы , отделяющие его от Бога.

Земная музыка представляется Руми отражением мелодий небесных сфер, которые означают великое таинство творения. Дервишский танец является олицетворением танца мироздания, наполняющим Вселенную ликованием и радостью.

"Человек, полный любви к богу, сливается со всеобщим жизненным океаном. После этого какое бы действие он ни совершил, оно будет принадлежать не ему, оно будет исходить уже от океана. Несмотря на то что человек считает себя чем-то отдельным, он остается еще одной волной на водной поверхности. Однако стоит ему заглянуть вглубь себя, отвернуться от внешнего, начать ориентироваться на центр, а не на периферию, он поймет, что все Сущее есть неделимое и единое целое. Всеобъемлющая и всеохватывающая любовь настолько сильно может преобразить человека, что вопросы, которые до этого его так мучили, пропадут сами собой. Он начинает ощущать единение с самим Бытием, которое дарует ему ощущение, которое можно описать как «я есть бог». - Руми

Основу духовной работы братства Мевлеви составляет осознанная молитва , внутренняя аскеза и искреннее служение людям. Одна из стоянок Пути называется Таква (богобоязненность).
Важно не механически выполнять внешние ритуалы и правила, а сделать служением всю свою повседневную жизнь , и каждым словом молитвы встречаться с Возлюбленным в своем сердце.

„Если ты однажды попадешь в большую беду, не обращайся к Всевышнему со словами: «О Всевышний, у меня большая беда». Скажи беде: «У меня Великий Всевышний».“ — Руми

Мевлана Джалал ад-Дин Мухамад Руми

«Я загорелся, горел и сгорел»
Мевляна Руми

Родился будущий великий Учитель в городе Балх, на севере нынешнего Афганистана. Бах ад-Дин Валад, его отец, был в те годы известнейшим богословом и считал себя духовным и идейным последователем знаменитого мистика и суфия аль-Газали.
Приближение орд Чингисхана и междоусобица заставили отца Руми навсегда покинуть родной Балх. Валад с семьей отправился сначала в Мекку и Медину. По пути в Нишапуре его посетил знаменитый персидский поэт-мистик Фарид ад-дин ‘Аттар. После беседы, указав на его сына, 7-летнего подростка, поэт заметил: «Не за горами время, когда сын твой возожжет огонь в сердцах скорбящих о мире». После он подарил мальчику свою поэму «Асрар-наме» (Книга тайн), с которой тот не расставался всю жизнь.

После долгих скитаний Валад принял решение остаться с семьёй в городе Конья, столице Рума . В те годы этот город стал прибежищем для всех, кто бежал от монгольских набегов, которые опустошали исламскую территорию. Поэтому здесь было множество поэтов, ученых, мистиков и богословов.

После смерти отца, Руми занял его место преподавателя в медресе. У Руми было большое количество слушателей и учеников. Он стал уполномоченным султаната в вопросах юриспруденции и к его мнению прислушивались люди всех слоев общества.

Все изменила встреча с бродячим дервишем по имени Шамс Тебризи.

«Томимые жаждой ищут воду, чтобы утолить свою жажду. Тем временем и сама вода бежит к жаждущим»*.

Шамс с детства был дервищем, душа и мысли его всегда были свободными. Именно Шамс смог разжечь в сердце Джалаладдина ту самую тотальную и всеобъемлющую мистическую любовь, которая позднее стала основой творчества поэта.
Дружба с Шамсом Тебрези перевернула мировоззрение Руми. Это не нравилось его ученикам, и они устроили заговор , чтобы разлучить духовных братьев. Шамс был убит, а его тело не найдено.

В разлуке со своим бесследно исчезнувшим другом Джелаледдин Руми создает знаменитый «Диван Шамса Тебризи». В невыносимой тоске он тщетно ищет Шамса и называет себя с ним двумя створками раковины, в которой заточена жемчужина истины.

В этой разлуке рождается великий поэт и великий Учитель Мевляна Руми. Титул Мевляна означает "Наш господин".

Я прокричал тебе в дверь:
«Мистики собираются
На улице. Выходи!»
«Оставь меня в покое.
Я болен».
«Да хоть бы ты и умер!
Иисус здесь, и он хочет
Кого-нибудь воскресить!» - Руми
По всем вопросам
+ 7 985 960 62 25
Екатерина
Made on
Tilda