Человек в своей полноте по отношению к миру находится одновременно в четырёх позициях: невежестве, конфронтации, зависимости и управлении. Освоение любого опыта пространства жизни человека проходит через эти позиции в строгой последовательности. Эту последовательность можно назвать ступенями освоения. Последовательность такова: от невежества через конфронтацию в зависимость, а потом к управлению. Необходимо расшифровать каждую позицию-ступень по отдельности, а потом во взаимосвязи друг с другом. Прежде всего, обосную эту последовательность.
Как нам описали творение человека великие книги, такие как Библия, Коран, Тора и другие, все начиналось с Рая, где он и жил первоначально. Если законы творения едины, то и другие части этого творения будут жить по тем же правилам. Так вот, и в обучении человека, вернее, его сознания, так же всё начинается с Рая, да, Рая человеческого сознания. Другими словами, девиз этого Рая можно обозначить, как «не знаю, значит, этого нет». Это место покоя и благополучия. Большинство механического человечества тянутся к этому месту всеми своими силами. Это естественная деградация человеческого сознания, которая является неизбежной для человека, не желающего напрягаться или делать усилия (плывущего по течению обстоятельств). В народе это всё увековечено поговорками, пословицами. Помните такие популярные слова, довольно часто произносимые? Вот они: «горе от ума», «большие знания – большая печаль», общенародное «не парься», «не бери в голову», «всем может быть доволен только больной на голову» и т.д. Вы можете ещё много интересного вспомнить. Все они только подтверждают вышеописанную гипотезу. Получается интеллект (способность различать явления) дан человеку как какое-то наказание. И действительно, что такое интеллект? Это, прежде всего, двойственность, конфликт, сравнение, оценка и т.п. – ну прямо плод от того «Райского древа познания добра и зла» который вкусил первый человек. Вывод какой-то печальный: невроз – это норма для человека, обладающего в той или иной степени развитым интеллектом.
Но для нас-то интеллект – это один из мощнейших органов обучения человека, орган поглощения мудрости предков и его превращения в собственный опыт. И вот оно одно из наших внутренних противоречий – с одной стороны наше тело диктует нам настоятельно избегать напряжений, а с другой какая-то другая часть нам говорить, что без передачи опыта из поколения в поколение нам не выжить. Да, вечный конфликт между животным и социальным внутри человека, из которого выкристаллизовывается наше «Я».
Вспомните, как вас учили в детстве? Правда же, вначале это выглядело как простое беспокойство, то, что вас отвлекало от игры и ваших желаний. Очень часто дети совсем не понимают, зачем это им нужно. Думаю, что многие из вас слышали от родителей подобные слова: «учись хорошо, а то когда вырастишь, станешь дворником» или ещё чем-то подобным. Сам помню свои фантазии детства. Одна из них очень смешная – «почему дети сразу не могут пойти на пенсию как дедушка, целый день сидеть на речке и ловить рыбу!» Или вот ещё, в детстве учился в музыкальной школе, и это было просто сплошным мучением. Завидовал черной завистью друзьям своим, которые после общеобразовательной школы могли играть в футбол, ходить на речку, бегать за девчонками, а мне приходилось, мало того, что ходить в музыкальную школу после уроков, но ещё дополнительно заниматься музыкой дома. Этот период детства я переживал как детство глубоко несчастного ребёнка. Сопротивлялся этому как мог: сочинял истории, в которых у меня сильно болел живот; со мной что-то обязательно случалось по дороге в музыкальную школу; и, конечно, очень часто, как бы нечаянно, ломал свой инструмент. Я жил в своём мире и никак не хотел его покидать, сопротивлялся как мог. Нечто подобное переживает каждый из нас, когда сталкивается с насильственным вталкиванием в нас чего-то чужеродного. А обучение как раз чаще всего напоминает подобный вид насилия.
Конечно, вы можете поспорить со мной. Скажите, ведь были люди, которым очень нравилось учиться. Согласен, но мне всё же кажется, что их учение больше было похоже не на удовлетворение их интеллектуальной потребности, а возможность компенсировать что-то другое. Например, нехватку внимания, страха отвержения, переживания своей ценности и исключительности, возможность выделиться т.п.
Вернёмся к обсуждаемой теме. Так вот, обычное состояние девственного интеллекта – это невежество. Так же я и назвал первую позицию человека к миру. Она очень комфортна и привлекательна, так как решает и оправдывает все проблемы человека. Огромная часть научного мира человечества озабочена изобретением методов лечения человека от его интеллектуальных проблем. Эти методики, как правило, очень востребованы. Они формируют убежище для людей, не справившихся со своими повседневными задачами. Другими словами, эти методики упрощают жизнь человека, минимизируют его способность различать оттенки мира. Это, возможно, полезно, когда человеку нужно отдохнуть, собраться силами, но оставаться в таком мире всё время чревато глубинной деградацией сознания.
Например: вам не хватает внимания от любимого человека. Есть два способа решить эту проблему: один – это идти в конфликт, требовать своего, договариваться, искать альтернативу, и второй – минимизировать вашу потребность, или ещё круче, вообще от неё отказаться, придумать оправдание, самоуспокоится и, в конце концов, уйти в монастырь и посвятить остаток дней своих религии. И тот и другой вариант решают проблему, но выход-то разный: один - человек как победитель, а второй – жертва. Для второго экзамен жизни не сдан. А что потом? Потом, извини, дружище, на второй год!
Желания животной части человека толкают его в объятия ко второй позиции к миру – это конфронтация. Конфронтация – это освоение человеком неизвестного, непривычного, пугающего пространства, ну, как моё вышеописанное обучение музыке. Основными двигателями этой позиции являются страсти человека. А вот воля-то отсутствует, или её совсем маловато, и она всегда заимствуется извне. Провоцирует переход в эту позицию то, что и заставило Адама попробовать Райское яблоко в Эдеме – любопытство. Сам в этой позиции человек долго не задерживается. Его там могут удерживать внешние обстоятельства, и если их нет, человек быстренько опять скатывается в «невежество». Внешние обстоятельства – это как в моём обучении музыке присутствие воли родителей. Хочет или не хочет, человек из-за внешней воли часто вынужден прибывать в непривычном для себя пространстве и выживать там, находить способы адаптации к нему, т.е. получать опыт. Другое название этой позиции – инициация, посвящение. При инициации человек в огне борьбы с собой приобретает опыт взросления сознания, опыт нового жизненного пространства. С посвящением связана наша социальная сущность. Во всех науках о человеке указана неопровержимая истина - человек есть существо социальное. Социальность – главное условие развитие человека. Сам в себе человек не обучаем. Чтобы чему-то научится ему обязательно необходимо посвящение извне. Социальность человека – это инстинкт, это то, что даёт ему возможность выживать.
И так, вторая позиция человека к миру – это когда «хочется, но страшно», и «не хочется, но нужно или должен».
Когда некоторое время человек просуществует все-таки на позиции конфронтации, то у него появляется шанс в освоении чего-то нового перейти на следующую третью позицию, которую я назвал «зависимость».
Допустим, это произошло, и человек вынужденно или осознанно остался на стадии конфронтации довольно долгое время. Со временем он обязательно приобретает навыки и качества нового осваиваемого пространства, и, конечно, от этой деятельности начнет получать удовольствие и другие какие-либо преимущества. Что происходит? Он включает новый навык в свою личность, отождествляется и называет его собой, своей составной частью.
Довольно легко узнать у любого человека то, что находится в этой позиции отношений с миром. Как правило, это точки опоры его «Я». Достаточно задать простой вопрос: «кто ты?» Все ответы будут относиться к его драматизированным, особо важным качествам и умениям. Это и есть его зависимости, без которых его жизнь потеряет всякий смысл. Например: женщина может ответить, что она хорошая мать и хозяйка. Это и будет её опыт третьей позиции. Это то, что будет тщательно охраняться и выставляться напоказ. Это как флаг над крепостью. Попробуйте сказать ей что-то обратное, и вы всё сразу поймёте.
Это самая привлекательная и устойчивая стадия развития навыков для любого человека. Здесь человек вязнет в самолюбовании надолго, и всё совершенствует, и совершенствует себя, хотя в этом может и нет уже особой необходимости. Ему неимоверно тяжело отказаться от этой «одежды», особенно если эти навыки участвуют в его мировоззренческой позиции. Самым простым примером может быть профессия, которой человек посвятил многие годы своей жизни. Человек говорит – «я инженер, я изобрёл и усовершенствовал множество вещей, и за это меня все ценят и уважают». Ещё бы! Как вот ему отказаться от того, что стало частью его выживания и социализации (занимание комфортного социального пространства среди себе подобных)? Он грузнет в своем процессе обучения настолько, что больше не может что-то другое в себя впустить. Печально видеть таких людей, вышедших на пенсию. Человек теряет в один момент всё и, естественно, очень мало шансов найти ему другое увлечение кроме ностальгии о потерянном. Да и сил менять что-то уже как-то нет. Не думаю, что человек с такими переживаниями проживёт долго после выхода на пенсию.
Если далее говорить о четвертой позиции, то стоит упомянуть, что переход чаще всего снова происходит через инициацию, посвящение извне. Конечно, есть и внутренние механизмы для перехода, но обычно их недостаточно для неимоверно важного шага растождествления. Почему важного? Потому что человек обладает ограниченным количеством жизненной силы, данной ему природой. Она оказывается совсем конечная и чтобы освоить новое, как правило, от чего-то нужно отказываться. А это под силу далеко не каждому человеку.
Может поэтому и стоит благодарить нашего создателя, что мы смертны. Смена рождений в разных ролях и обстоятельствах даёт возможность человечеству осваивать новые пространства этого мира, преодолевать свои предыдущие «зависимости».
Последнюю позицию освоения опыта можно назвать «управлением» или «свободой». Она чем-то похожа на первую, но только внешне. На этой позиции к миру он находится в согласии и мире с собой по отношению к навыкам здесь обитающим. В «невежестве» он не страдает потому что «ещё не началось», а будучи «свободным» – «всё уже наполнено». Эта позиция есть равновесие между желанием делать и желанием быть пассивным. Человеку комфортно и в обоих этих состояниях.
Например: возьмем для наглядности банальную проблему выноса мусора из квартиры. В первой позиции человек просто не догадывается, что мусор вообще существует, что это продукт жизнедеятельности цивилизованного человека, и сам он тоже участвует в его производстве. На второй, он о мусоре наконец-то узнает, ему сообщают о его вреде и плохом запахе. Мусор начинает его беспокоить. Но выносить его человеку очень не нравиться, не приучен за собой убирать, что приводит к конфликтам с окружающими. Он уверен, что его выносить не должен, и ему это незаслуженно навязывают. На третьей позиции, к примеру, он уже научился хитрости. И вот он уже договаривается с женой о том, что после того как выносит мусор, она его на выходные без скандала отпустит на рыбалку с друзьями. И он уже с удовольствием на этих условиях выносит мусор, и даже ждёт, когда ведро следующий раз наполнится. А на четвертой позиции для него вообще не будет существовать вопроса о мусоре. Он без страдания и выгоды будет переживать любые события, связанные с ним.
Именно с этой позиции начинается освоение ещё чего-либо неизвестного. Внимание человека высвобождается и перемещается на другой объект интереса. С ним он снова попадает во вторую позицию. Тем навыком, что освоил, уже пользуется по необходимости и обстоятельствам, а может и совсем не замечать его как навык. Ну как, например, умение чистить зубы.
Подытожим. Человек со всеми своими уроками одновременно растянут на все четыре стадии их освоения. Что-то находится у него в «невежестве». Это то, что ещё предстоит ему освоить. Какой-то опыт находится в позиции «конфронтации», от чего-то человек в сильной «зависимости», а что-то является его глубочайшим опытом и к нему потерян всякий интерес.
Что ещё может быть интересным в этих позициях? Это разнонаправленные напряжения между ними. Вторая будет всеми силами стремиться в первую, третья будет устойчива и самодостаточна, а четвертая во вторую. А вот на переходе от второй к третьей всегда будет стоять на страже социальная природа человека, которая будет подтягивать, нежелающих учится учеников, до социального минимума в лице их родителей и общественных организаций. Это как обязательное среднее образование в бывшем СССР.
Человек не в состоянии научится новому самостоятельно. Чтобы научится, ему всегда будет необходимо присутствие рядом человека, который уже этим знанием обладает, ну и, конечно, собственное страстное желание учится. И ещё есть один очень важный ключ к обучению – это правильные чувства к тому, кто обучает. Если в чувствах учащегося будет отсутствовать переживание значимости обучающего и доверие к нему, а со стороны обучающего сопереживание и готовность поддержать, то обучение, скорее всего, потерпит крах. А страх, который всегда присутствует рядом с чем-либо новым, обязательно будет побежден через эти важные эмоциональные переживания.
В Гунченко