Перелистывая страницы книг о психологии, невольно сталкиваешься с представлением о человеке как о товаре. Мы уже не задумываемся о том, что давно живем оценочностью: выгодно – не выгодно, преимущества - недостатки, позитивное – негативное и т.п. Даже наши любимые люди, жены, дети, родители стали нашими конкурентами. Оценочность, увы, всегда является антиподом любви. Для нас это очень важно понимать и постоянно вести с ей внутри себя бой.
Так случилось, что в современном мире на первое место принято ставить выживание (гарантии) и всё, что с ним связано. Сложились самые популярные темы выживания захватывающие человека - это деньги, здоровье, еда, дети, карьера, управление людьми или группой людей, комфорт и т.д. А эти претензии к миру потом уже объединились в два понятия – «успешность и лидерство». И следовательно, если ты не попадаешь под эти социальные категории, то твоя жизнь никчемна и прожита за зря. Ты неудачник!
Давайте пробовать рассматривать человека, ну, как, допустим, инопланетянина. В этом отношении мне нравятся книги этологов. Это люди, которые занимаются изучением поведения животных. В этих книгах описаны наблюдения, не искаженные моралью сообщества людей.
Очень хочется научиться говорить о человеке как-то по-другому, иначе оценочность поглотит оттенки исследования и вынудит обходить нас какие-то болезненные, но очень важные темы. Будем пробовать.
И так, находясь в любой крайности человек не имеет никаких преимуществ. Он всё равно будет страдать от отсутствия части себя. Это как в поговорке: «на работе думаем об отпуске, а в отпуске о работе». Получается, мы не можем быть целыми и обречены жаловаться на жизнь в любых обстоятельствах. Это касается и таких качеств как интровесия и екстроверсия. Благодаря им один человек становится красноречив, общителен, подвижен, но и при этом поверхностный, не чувствующий, самовлюбленный, а другой наоборот - уравновешенный, переживающий, глубоко понимающий, но одинокий, отстранённый, грузный и навязчивый. Сразу появляется мысль – вот бы нам их соединить, и тогда точно получился бы «супермен», но, конечно не «Голливудовский». Выравнивание в человеке внешне направленного и направленного внутрь вектора жизни – это вешка, артефакт на пути к любви. Вешки (столбики вдоль дороги) – это признаки, по которым можно судить о том, что человек приобрёл какие-либо важные качества навсегда.
Сами по себе эти проявления, не затрагивая всю систему, имя которой человек, изменить не возможно. Хотя есть наблюдения, которые демонстрируют изменения этих векторов с возрастом. Если первая половина жизни - робкая и застенчивая, то вторая может быть взрывной.
Можно предположить почему это происходит. Возможно, из свойств нашего физического тела - оно имеет свойство накапливать. Это касается не только канцерогенов и тяжелых металлов, которыми нам через рекламу проели мозг, накапливаются так же нереализованные желания, а с ними и чувства. И вот накопившись они прорываются через уже не столь сильную систему защит «эго» человека, ввергая его «во все тяжкие». Ну вот, вы скажите, - гармония, всё меняется! И я, конечно, соглашусь. Но был ли за этими действиями выбор человека? Наша ведь задача научиться выбирать где и какими способами себя проявлять и при этом не переживать себя поддавленными и уничиженными.
Есть много способов самопотакания. Например, многие из нас увлекаются гороскопами. Конечно, это очень интересно, но главное – «выгодно». Через гороскоп прекрасно можно оправдать и насилие, и неудачи за небольшую цену – назвать себя каким-нибудь персонажем и поверить в него. Согласен, что есть какие-то предрасположенности у человека, но потакать-то этому, наверно, не стоит. Например слышал: «Знаете, - говорит женщина, сегодня полнолуние, а мы – «Девы» - очень вспыльчивы в эти дни! Это они виноваты, - продолжает она, - пусть меньше со мной спорят. У меня просто такой характер». И как бы ничего страшного, что она обидела подругу и ударила ребёнка. Да только потом слёзы и претензии к жизни – «я же такая хорошая, но почему так ко мне относятся люди?!!»
Ну что тут поделаешь, не даётся человеку по рождению терпение, воля, умение слышать и учитывать других людей, управлять своим вниманием и т.п. Всё, чем человек обладает, как правило, им приобретено случайно, без выбора, по обстоятельствам. Так же приобретается и качества интроверсии или экстроверсии. Эти качества находятся на весах между нашими врождёнными природными энергиями – страхом и агрессией. Я обязательно чуть позже опишу подробно эти энергии, а сейчас несколько слов о том, из чего формируются эти формы (экстраверсия и интроверсия) реагирования на мир.
Это связано с фиксацией человека на очень ранних структурах существования. Одна из них связана с перинатальной жизнью человека вплоть до 4х месяцев после рождения. Этот опыт закрепляет человека в интроверсии. Вторая – с 4х месяцев до 2х лет – направляет внимание наружу в экстраверсию. Что значит фиксироваться на чём-либо – это жить в настоящем, опираясь на опыт и ассоциации времени жизни, в котором застрял. Т.е. видеть настоящее через опыт прошлых переживаний. Способствует фиксации опыт эмоциональной или физической боли, который так и не был проглочен, переработан телом. Этот опыт стягивает на себя часть внимания человека, мотивируя его в дальнейшей жизни избегать подобных обстоятельств или чего-то не допускать к осознанию и переживаниям.
В перинатальной системе, если человек получает мощные негативные впечатления о мире в котором ему предстоит рождаться, он может так и не родиться. Речь идет не о теле, а о его интересе к этому миру. Если мир опасен, агрессивен, злобен, и, по сформировавшимся внутри его представлениям через мать, ему нет в нем ни места, ни применения. Человек так и остаётся внутри с переживанием отвергнутости. И тогда всё его внимание будет занято миром фантазии и игры. Если он и будет выбираться наружу, то только как на вражескую территорию, с подозрением и оглядкой. Вот вам классическая интроверсия – направление внимания внутрь.
Основой экстраверсии может стать отсутствие достаточного внимания и тактильных касаний матери во младенческом периоде существования ребёнка. Сильный голод материнского внимания будет провоцировать ребёнка к его поиску и фиксации в нём. Эта потребность, обязательно, вынесет интересы человека наружу. Главным его действием станет захват и удержание внешнего мира.
Вот мы и получаем два основных типа людей с направленным вниманием внутрь или наружу. Дальше эта основа буде обрастать опытом человека, давая разные формы.
А вот вам вопрос для более глубокого понимания: как будет человек жить, если подучит фиксации в этих двух системах существования? Порассуждаем вместе? Что с этим делать? Сразу скажу, что это не должно стать целью работы. Как я писал выше, решение проблем, связанных с экстроверсией и интроверсией – это побочное явление работы во многих других пространствах жизни человека. Это уже вопрос процессуальный и обсуждается, насыщается практиками непосредственно по ходу работы в практической группе или индивидуально. Но можно кое-что сказать о шагах в работе с этими акцентами личности, особенно если они выражены в крайностях.
Первый шаг – протоптать дорожку в прошлое для возможности исследовать эти периоды жизни, рассмотреть последствия принятых решений-выводов на основании опыта этих периодов жизни; второй – восполнить упущенный позитивный опыт переживаний, научится получать поддержку, доверять, не защищаться при разных не комфортных переживаниях и т.п. (очень индивидуально).
И третий – избавиться от гнева, простить себя и людей, участвовавших в этих событиях, и изменить правила вашей жизни на те формы, которые вам близки и полностью вас удовлетворяют.
Много и долго, да?!!! Ну, это тоже далеко не всё, над чем придется поработать. Но у нас, я уверен, всё получится! Увы, таблеток у меня нет. Не теряем времени!